Фотосъёмка портрета

Портретная съемка – одна из самых популярных сегодня услуг. Последнее время социальные сети перестали быть просто средством коммуникации, сейчас они являются полноправной площадкой для бизнеса. Профиль в соцсети воспринимается как визитная карточка человека, в связи с этим хороший портрет становится не прихотью, а необходимостью. В то же время жанр портретной съёмки – один из самых сложных в фотоискусстве. Нужно не просто раскрыть характер человека, важно сделать это красиво.


1. Настройки камеры

Диафрагма

Оптимальный вариант для портретной съемки – режим приоритета диафрагмы.
Он используется в тех случаях, когда необходимо управлять глубиной резкости. Его смысл состоит в том, что вы устанавливаете нужное значение диафрагмы, а фотоаппарат автоматически подбирает к нему выдержку. В результате вы получаете правильно экспонированный кадр, но именно с той диафрагмой, которая обеспечит необходимую глубину резкости.

При открытой диафрагме можно легко «замылить» задний фон и создать эффект боке, красиво выделив объект съемки. Конкретные цифры настроек диафрагмы будут зависеть от условий съемки, возможностей камеры и ее объектива. Наиболее часто используется значение диафрагмы в промежутке от f1.2 до f8.

Однако не всегда бывает выигрышно открывать диафрагму и «размывать» фон. Если вы снимаете человека около фактурной стены, нужно чуть прикрыть диафрагму, а модель расположить как можно ближе к фону, чтобы контуры лица и фона были четкими.

Съемка в режиме приоритета диафрагмы позволит получить хорошие кадры без частых обращений к меню камеры для подбора оптимальных настроек. В этом режиме вы сможете как заморозить, так и размыть движение. Когда вы открываете диафрагму, чтобы в камеру попадало больше света, камера для сохранения той же экспозиции установит более короткую выдержку. Так вы сможете уловить малейшее изменение выражения лица объекта съёмки, не упустите лёгкого прищура или мимолётной улыбки.

Выдержка

В режиме приоритета диафрагмы выдержка выставляется автоматически. Если же вы работаете в ручном режиме, выдержку придётся выбирать самостоятельно. Принять полностью неподвижную позу для модели сложно, поэтому рекомендуется установить выдержку на 1/60 – 1/160 секунд, чтобы избежать смазанных фотографий.

Вообще в соответствии с классическим правилом, значение выдержки должно быть не больше, чем вычисленное по формуле 1/Фокусное Расстояние объектива при съемке, иначе велика вероятность получить смазанный кадр из-за дрожания рук и шевеления объектива. Например, для объективов 18-55 мм нужна выдержка 1/60 секунды и короче, для 85-105 мм – 1/100-1/125 секунды, а для 135-мм объектива – 1/150–1/200.

Светочувствительность

Данные параметры напрямую влияют на яркость снимка, и настраивать их нужно исходя из освещенности, но мы рекомендуем выбирать самое маленькое значение, которое возможно. Низкая чувствительность обеспечивает более качественное и детализированное изображение. Увеличение ISO оправданно тогда, когда нужно уменьшить выдержку, для предотвращения появления эффекта «шевелёнки» («смаза», «сдёргивания», «стряхивания»), или увеличить число диафрагмы для большей глубины резкости. Если автоматически камера устанавливает большую выдержку, то нужно открыть диафрагму, либо можно увеличить ISO. Степень проявления шумов при высоком ISO зависит от вашей камеры и оптики, которая на ней установлена, потому настройки светочувствительности будут индивидуальны в каждом случае. Для фотографии в интеренете шумы при iso 200-400 не заметны, поэтому можно легко выставлять такое значение, чтобы уменьшить необходимое количество света, а следовательно можно использовать большее значение диафрагмы и выдержки для большей четкости фотографии. Главное найти оптимальное соотношение выдержки, диафрагмы и ISO для получения хорошего кадра.

Баланс белого

Правильный баланс белого очень важен для качества цвета в фотографии. Выставлять баланс нужно ориентируясь на тип освещения. В настройках камеры есть пресеты баланса белого: лампа накаливания, дневной свет, свет в тени, люминесцентные лампы, вспышка. Цветовую температуру можно выставить вручную. Она измеряется в Кельвинах, где меньшее значение температуры означает теплый свет, а большее — холодный. Значения температур можно увидеть, например в тех же пресетах: 3800 К — лампа, 5500 К — вспышка, дневной свет — около 4000 К. Принцип настройки заключается в том, что камера компенсирует цветовую температуру путем добавления желтого оттенка в случае с холодным светом (5000 К и более) и синим оттенком в случае с теплым светом (4000 К и менее). Также есть возможность установки баланса белого в ручном режиме, где для правильного ориентира используют нейтральный белый цвет. В качестве такого образца можно использовать белую карту — специальный инструмент для настройки баланса белого или обычный лист офисной бумаги.
Баланс белого можно скорректировать и при обработке изображения, но есть риск потерять некоторое количество цветных пикселей из-за неправильно выставленных настроек при съёмке.

Режим экспозамера

Как правило, при портретной фотосъемке используется усредненный режим экспозамера (по всему кадру). Однако мы советуем использовать точечный замер, при котором фотоаппарат считывает показания только одной зоны датчика экспозамера и на основе этих показаний предлагает экспозицию. Точеный замер позволяет сделать более точный замер именно в том месте, где необходимо, для этого просто нужно выбрать место для замера экспозиции с помощью точек фокусировки. Поскольку лица у людей обычно средние по яркости, точечный замер по лицу, как правило, будет работать корректно. Но если мы снимаем смуглого или чернокожего человека, стоит задуматься над внесением небольшой отрицательной экспокоррекции.


2. Правила композиции

Правило золотого сечения

На протяжении многих веков для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "золотого сечения". Определенные точки как в картинной композиции, так и на фото автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости, а именно в самом центре нашей сетки. Эти точки принято считать центрами визуального внимания, поэтому модель лучше всего располагать недалеко от них.

Правило третей

Почти на всех камерах для удобства можно выставить сетку, которая делит кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль этих линий, или в точках их пересечения.

Правило диагоналей

Согласно правилу диагоналей, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий кадра. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Пространство и взгляд

Не забывайте и о пространстве для взгляда. Так, если человек смотрит вправо, его лицо должно располагаться в левой части кадра, если же влево – то в правой. Смотрит вниз – в верхней части, смотрит вверх – в нижней.


3. Ракурсы

Успех портретной фотографии в большей степени зависит от хорошего ракурса. И потому для различных типов лица необходимо подбирать индивидуальные ракурсы, чтобы подчеркнуть особенности скульптуры лица.

Верхний ракурс (когда камера располагается чуть выше уровня глаз модели) делает больший акцент на лице, нежели на фигуре. Такая точка съемки идеальна при съёмке полных людей: на снимках они будут казаться стройнее. Однако иллюзию стройности любят и модели обычного телосложения, так что данный ракурс отлично подходит для любой ситуации. Не стоит снимать человека с большими глазами верхним ракурсом, если конечно, вы не хотите получить в итоге снимки в стиле аниме.

Используя нижний ракурс (камера располагается ниже уровня глаз, а иногда и подбородка) вы создаете визуальную иллюзию того, что человек на снимке гораздо выше, чем в жизни. Это, безусловно, придает герою съёмки значимости, но многим моделям такой ракурс совсем не к лицу. Во-первых, из-за того, что становятся видны ноздри, а во-вторых, такой ракурс дает комический эффект, когда лицо модели кажется меньше по отношению ко всему телу, и фигура выглядит непропорциональной.

Снимая групповой портрет, располагайте камеру чуть ниже или на уровне глаз героев съемки. Благодаря этому вы сможете уберечь кадр от искажений, и соблюсти пропорции человеческих фигур.

Модель с глубоко посаженными маленькими глазами лучше снимать либо анфас, либо используя верхний ракурс, направив взгляд модели так, чтобы веки не прикрывали глаза.

При асимметрии хорошим вариантом будет боковой ракурс, когда глаз поменьше расположен ближе к камере. Также можно сделать акцент только на один глаз, а второй затемнить с помощью бокового освещения или же съёмкой в профиль, тогда асимметрия или косоглазие останутся незамеченными.


4. Свет

Главное преимущество студийного света – возможность им управлять. Регулируя угол падения и интенсивность света, можно воплотить в реальность множество творческих идей.
При съемке портрета можно использовать различные виды освещения. Так, контровое создает сияющий ореол, который помогает выделить модель на фоне. Моделирующий свет способен подчеркнуть какую-то часть лица, например, скулу, светлой полосой. Также с его помощью можно разделять похожие тональности, например, элементы сложной прически. Основным при классической портретной съемке является заполняющий свет, который идет со стороны фотокамеры.
Расскажем о четыре основных световых схемах для портретной съёмки.

Рембрандтовский треугольник

Названный так в честь великого художника, который использовал эту схему в своих картинах, рембрандтовский треугольник выглядит как свет, идущий через переносицу модели на теневую сторону лица. Вершинами «треугольника» в данном случае являются переносица, щека и надбровная дуга. Воплотить эту схему на практике помогут рисующий и заполняющий свет. Первый падает на лицо модели ориентировочно под углом в 45 градусов. Второй подсвечивает теневую сторону с помощью отражателя или софт-бокса. Благодаря рембрандтовскому треугольнику можно более полно передать настроение фотографии и придать снимку драматичность, беспокойство.

Бабочка

Симметричная тень от носа, по своей форме напоминающая бабочку, получается, если расположить источник света фронтально и немного выше головы модели. При построении этой схемы нужно помнить о трёх точках: глаза и тени от надбровных дуг, тень от нижней губы и тень от носа. Бабочка любима многими фотографами из-за весьма желанного эффекта: глаза модели становятся выразительнее, а лицо уже.

Петля

Схема получила своё название благодаря схожему с небольшой петлей контуру тени от носа, которую этот свет создаёт на щеке. Петля – универсальный рисунок, так как подходит он практически для всех типов лица, при этом делая снимок глубже. Чтобы настроить такой свет, нужно расположить его источник под углом в 35 градусов от камеры к модели и чуть выше её глаз.

Раздельный свет

Такое освещение разбивает лицо на две половины: ту, что будет находиться в тени, и ту, что на свету. Чаще всего схема применяется для мужских портретов, чтобы показать силу характера человека. Раздельный свет получится, если расположить источник сбоку от лица и под углом в 90 градусов от камеры.
Поделиться: